К началу 60-ых годов Яриковы уже находятся в разряде государственных крестьян, несмотря на то, что сословие однодворцев было официально упразднено в соответствии с вышедшим законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 ноября 1866 года.
В 1862 году во владельческом селе Махоново было 96 дворов, 331 житель мужского и 362 – женского пола (Список населенных мест Тамбовской губернии по сведениям 1862 года, 1866, с.89).
2 февраля (21 января) 1862 года Лука Иванович женится на государственной крестьянке села Доброе Марфе Федоровне Рышковой (?-?). Поручителями по жениху были государственные крестьяне села Доброго Иван Михайлович Бородин и села Махоново родной брат Финалий Иванович Яриков, а по невесте государственные крестьяне села Доброго Иван Стефанович и Сергей Федорович Рышковы (ГАЛО, ф.273, оп.1, д.267, л.113об-114). Служивый род Рышковых берет свое начало, как и род Яриковых, в Добром городище. Из «Сборника писцовых, отказных, отдельных и межевых книг и вотчинных и помещичьих земель Добренского уезда разных писцов и межевщиков» за 1681 год известен сын боярский Фофан Рышков.
Представления о занятости местного крестьянского населения в 60-ых гг. XIX столетия можно составить следующее: «Главныя и почти исключительныя занятия здешних поселян земледелие и скотоводство; все же другия отрасли сельскаго хозяйства, как огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство, мало развиты. Избыток хлеба идет отчасти на винокуренные заводы, но более сбывается в г-де Лебедяни и на базарах с. Добраго. <…> Из других промыслов наиболее развиты извоз с хлебом в Москву, перевозка купеческих товаров, накопляющихся во время ярмарок, и уход в степныя губернии для уборки трав и хлебов. <…> В торговом отношении после Лебедяни занимает первое место с.Доброе, где проживают купцы и мещане. Торговля здесь производится ежедневно, тут же бывают 3 ярмарки, кроме того незначительныя ярмарки бывают в с. Каликине 26 июля и Махонове 29 августа» (Семенов Тянь-Шанский, 1867). По сведениям Списка населенных мест Тамбовской губернии 1866 года в Махонове значилось 96 крестьянских дворов, в которых проживало 331 житель мужского и 362 жителя женского пола. В 1866-68 гг. в семье Луки Ивановича и Марфы Федоровны Яриковых рождается сын Ануфрий (1866-68-?).
Ануфрий Яриков должен был сочетаться браком с Ксенией Николаевной (девичья фамилия не известна) в 1884-86 гг., при этом сведения о бракосочетании отсутствуют в метрических книгах Предтеченской церкви с. Махоново. Это наталкивает на мысль, что супруги поженились в каком-то другом месте, например, на родине Ксении Николаевны, где Ануфрий Лукич вполне мог или сезонно пребывать, как отходник, или же проходить военную службу.
Во второй половине XIX века на Тамбовщине отмечается заметное расширение рынка сбыта местной продукции, в частности, товаров кожевенного промысла, а также активизируются различные отхожие неземледельческие промыслы. По сведениям подворной переписи 1880-84 гг. 132 тыс. крестьян имели отхожий промысловый заработок. Так плотники-отходники, а среди Яриковых способности к плотничеству были, отправлялись в Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую и прочие губернии на работы в сельскохозяйственные экономии. Наиболее удобным для тамбовских отходников был речной путь до места сезонных работ. В 1916-18 гг. некоторые Яриковы Махоново замечены среди жителей г.Нижнеудинск Иркутской губернии.
Помимо прочего Яриковы в начале XX века жили в Терской области недалеко от Пятигорска (нынешний Ставропольский край). Одна из станиц под названием Александрийская, основанная в конце XVIII века переведенными для военной службы казаками, в XIX столетии превращается в крупное торговое поселение. Другая, Подгорная станица, расположенная по соседству, появилась несколько раньше, благодаря беглым крестьянам из Центральной России. К середине XIX века она получает статут казачьей. По данным ДНК-генеалогического теста один из регионов, с коренным населением которого у Яриковых обнаруживается сходство – это Северная Осетия, входившая в Терскую область до революции. Осетинкой могла быть жена Ануфрия Лукича, Ксения Николаевна.
В 1880 году в Махоново было 129 дворов и 919 жителей. Помимо церкви значилась также часовня (Волости и важнейшие селения Европейской России, 1880, с.34). Часовня находилась в стороне от села на западном берегу озера Скроменского уже в 1850 году. Ее местоположение, вероятнее всего, связано с родником и водой, которую брали для освящения.
В 1882 году в Махоново начинается разведение табака. В целом на Добровскую волость к концу XIX века приходилось 76,5% площадей посевов, при этом начало табаководству было положено, как минимум в 30-ые гг. Табак разводился на папушный (курительный) и нюхательный (самотер). В 60-ые гг. возникают уже целые плантации с непрекращающимся ростом табаководов, появляющихся в соседних от Доброго селах: «Причиною возникновения табаководства во всех этих селениях в большинстве случаев были какие-нибудь простые случайности. Нередко пионером является табаковод села Доброго, переселившийся в соседнее село (вошел во двор); в некоторых селениях причиною возникновения табаководства был выход замуж крестьянки села Доброго в другое село. Вместо одной случайно возникшей плантации, на следующий год в данном селе появляется уже другая, третья. На первых порах табак разводят не столько для продажи, сколько для собственного употребления» (Табаководство по р.Воронежу и его притокам в Липецком и Лебедянском уездах Тамбовской губернии, 1891, с.3-4).
9 ноября (28 октября) 1886 года в семье Ануфрия Лукича и Ксении Николаевны Яриковых рождается сын Кузьма. Его восприемниками были махоновские государственные крестьяне Никанор Николаевич Золотарев и Ефима Никитича Ярикова жена Мария Михайловна (ГАЛО, ф.273, оп.1, д.269, л.94об).
В 1891 году освящают выстроенную в камне Предтеченскую церковь, о которой в описании Тамбовской епархии за 1911 год узнаем следующее: «Церковь каменная, теплая, построена в 1891 г. на средства прихожан. Престолов три: главный – Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и придельные – иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» (9 ноября) и св. Николая чудотворца (9 мая). Имеется местно-чтимая икона Божьей Матери «Скоропослушнипы», с Афона. Дворов 170, д. м. п. 652, ж. п. 662, великороссы, земледельцы, имеют земли на душу по 13 саж. в каждом из трех полей. В приходе река и лес. Школа церковно-приходская, одноклассная, законоучителю в ней 30 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 г. Штат: священник и псаломщик. У причта земли 35 дес. полевой, в одном месте, от церкви в 1-й версте. Общая доходность причтовой земли 288 руб. Братский годовой доход 250 руб. Казенное жалованье: священнику 294 руб. и псаломщику 98 руб. Дома у причта собственные. Приход от ст. «Липецк» в 35 вер., Добринского почтового отделения, базара, фельдшерского пункта и волости Добринской в 5 вер., благочинного в 15 вер., г. Лебедяни в 50 вер. и г. Тамбова в 130 вер. Адрес для корреспонденции: г. Лебедянь, Добринское почтовое отделение, Земский начальник 5 уч., пристав 2 стана Лебедянского уезда» (Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, 1911, с.520).
В 1894 году в селе значится только одна школа грамотности (Памятная книжка Тамбовской губернии, 1894, с.320).
С конца XIX по начало XX века Яриковы значатся среди церковных старост Иоанно-Предтеченской церкви. До 1899 года им значится крестьянин Иван Яриков, который годом ранее был награжден медалью «За усердие» на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству. С 1899 года старостой становится Аким Яриков, избранный в 1902 году на второе трехлетие.